Все конструктивные особенности транспортного средства должны работать не только как часы, но и отвечать в точности характеристикам, указанным в регистрационных документах, которые передаются вместе с ним.
На практике предусмотреть всё оказывается практически невозможно, и во время постановки машины на учёт в Госавтоинспекции возникают непредвиденные обстоятельства. Частой проблемой при регистрации автомобиля становится отсутствие либо невозможность прочитать номер его двигателя. Такой случай может стать причиной законного отказа в регистрации транспортного средства и создать большое количество хлопот для покупателя в дальнейшем.
Существует несколько вариантов решения такой проблемы в зависимости от причины, по которой номер двигателя невозможно идентифицировать.
Для чего нужен номер двигателя, где его найти?
Номер двигателя является одной из индивидуальных особенностей автомобиля и состоит из букв и цифр по аналогии с серией и номером паспорта гражданина. На каждом силовом агрегате завод-изготовитель проставляет уникальный код, который впоследствии вписывается в ПТС (паспорт транспортного средства).
При проведении регистрационных действий, сотрудник Госавтоинспекции обязательно осмотрит автомобиль, и в 99 % случаев он обратит внимание на двигатель. Точнее, проверит соответствие данных, указанных в ПТС, номеру двигателя, который находится в транспортном средстве. Потому как по действующему законодательству РФ самовольная замена двигателя на другую модель, без соблюдения специального алгоритма действий, запрещена.
Чаще всего изготовитель выбивает номер двигателя на:
- блоке цилиндров;
- головке блока;
- клапанной крышке.
В любом случае, необходимо вооружиться фонариком и зеркальцем и искать идентификатор либо недалеко от термостата, либо возле масляного щупа. Но, как показывает практика, его можно найти и в совершенно неожиданных местах.
Что делать, если не читается номер двигателя при постановке на учёт?
Все автомобили подвержены воздействию времени, природных явлений и агрессивных веществ. Двигатель машины не является тому исключением. На нём может появиться ржавчина, коррозия. Грубо говоря, он начинает гнить. Причём такие повреждения, порой, не позволяют считать номер двигателя лицу, уполномоченному на проведение осмотра транспортного средства, для дальнейшей постановки на учёт.
В таком случае, инспектор просто не имеет право продолжать дальше осмотр, и обязан в силу закона отправить нового собственника машины для прохождения криминалистической экспертизы. Цель такой экспертизы — установить, что именно стало причиной повреждения номера двигателя: естественная коррозия или умышленные действия.
При положительном заключении эксперта будет всё же установлен номер двигателя либо будет установлено, что он не был уничтожен преднамеренно. После получения такого заключения необходимо выполнить следующие действия:
- Обратиться в Госавтоинспекцию к инспектору по розыску.
- Написать ему объяснительную с указанием обстоятельств приобретения транспортного средства с «нечитаемым» номером двигателя.
- Дождаться от местного участкового постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по статье 326 Уголовного кодекса РФ.
- Снова обратиться в Госавтоинспекцию после получения вышеуказанных документов для сверки номеров и постановки на учёт транспортного средства. В порядке этой процедуры регистратор должен поставить отметку об её успешном прохождении.
- Оплатить необходимую госпошлину.
Если эксперт даст отрицательное заключение, то вариантов решения проблемы не так уж и много:
— замена двигателя на идентичную модель, чтобы исключить основания считать такие действия изменением конструкции;
— возврат автомобиля прежнему владельцу;
— независимая экспертиза.
Вариант уклонения от регистрации транспортного средства сразу стоит исключить ввиду гарантированных проблем, связанных с административной ответственностью.
Экспертиза 2024
Сотрудники Госавтоинспекции располагают адресом и телефоном специалистов, которые могут провести криминалистическую экспертизу. Часто бывают случаи, что такие эксперты сидят прямо под боком Госавтоинспекции, и временные затраты могут быть сведены до минимума.
Лучше получить официальное направление от инспектора, тогда, по сути, проведение подобной экспертизы должно быть бесплатным. Но, на деле, за демонтаж деталей моторного отсека эксперт, скорее всего, потребует оплату. Её сумма может варьироваться от 3 до 10 тысяч рублей.
Если эксперт выдаёт положительное заключение, то в паспорте транспортного средства будет внесена особая отметка об утере номера двигателя ввиду естественных причин. А в графе «номер двигателя» будет указано об его отсутствии ввиду коррозии.