Новый год принес в народ новые реформы. Изменения коснулись многих отраслей жизни. Не обошли стороной изменения и владельцев транспортных средств. С 1 марта 2021 года поменяются правила прохождения технического осмотра. Все дело в том, что число аварий постоянно увеличивается, а основной причиной их возникновения является отсутствие проверок технического состояния машин.
Процедура станет обязательной для тех, кто ездит на авто, возрастом более 3-х лет. Иными словами, если средство выпустили раньше 2019 года, то его обязательно нужно показать в пункте техосмотра. Основной акцент будет сделан на качестве процедуры, так как любой автолюбитель знает, что получить документ о прохождении можно и без самой процедуры.
Проведение технического осмотра регулируется:
- федеральным законом от 01.04.2020 года № 89-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 года № 1008 «О проведении техосмотра транспортных средств».
Последняя редакция постановления была проведена 12.02.2018 года. В этот документ был внесен перечень значительных для автомобилистов изменений, данные поправки начали действовать с 22.02.2018 года.
Основные изменения правил ТО в 2024 году
В последнем квартале ушедшего года Министерство транспорта рассмотрело ряд предложений по улучшению ситуации. Часть заявок была принята к реализации, а другая часть – отклонена. Некоторые из них настолько сильно впечатлили автолюбителей, что эти правила стали принимать за вступившие в силу. Поэтому следует разграничить правду и мифы.
Что не принято?
На уровне рассмотрения так и остались следующие предложения:
- Запись на цифровые носители, чтобы удостовериться в правильном соблюдении процедуры. Это делается для исключения покупки карты без осмотра транспортного средства. Более того, это могло бы помочь в спорных ситуациях, запись можно было бы показать представителям страховой компании или в арбитражном суде, чтобы легче было установить виновного. Следите за рассмотрением проекта ввода закона «Об эксплуатации единой автоматизированной информационной системы технического осмотра транспортных средств» здесь.
Первыми городами на которых хотят испытать это нововведение будет Москва и Санкт-Петербург, планируется уже в этом году.
- Передача полномочий за контролем проведения технического обследования Ространснадзору.
- Базу данных АИС планировалось передать страховщикам ОСАГО в лице Российского союза автостраховщиков.
- За управлением машиной без действующего талона техосмотра планировалось ввести штраф в размере 800 рублей.
Все вышеперечисленные предложения выдвигались, но приняты не были. Любая информация об их действии является недостоверной.
Что действительно принято?
Большинство из одобренных нововведений направлено на ужесточение процедуры и строгое соблюдение хода проверки. Изменения коснулись всех категорий транспортных средств: легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов, прицепов и других.
Предписаны новые требования, нарушение которых может повлечь отказ в прохождении ТО. Это относится как к самой проверке, так и к транспорту:
- ТО не пройдут автомобили с фарами, на которых есть какая-либо наклейка или рисунок. Сюда стоит включить тонировку, затемненную пленку и краску. Запрет не действует в том случае, если покрытие пленкой или краской требуется для коррекции пучка света. Чаще всего такие лайфкаки нужны для праворульных машин;
- Если в автомобиле были произведены конструктивные изменения, не предусмотренные заводом – изготовителем в процедуре будет отказано. Это касается и недостающих, и лишних запчастей. Если производитель не предусмотрел при изготовлении подставки под пружины или силовой бампер, то и быть его не должно. Чтобы получить отказ, достаточно убрать стеклоподъемник или бачок-омыватель;
- Незарегистрированный газовый баллон станет поводом для недопуска к ТО. Хорошее изменение, так как такое оборудование часто изготавливается из подручных средств и редко когда проходит даже по нижнему порогу требований безопасности;
- Серийный номер диагностической карты теперь состоит не из 21 символа, а из 15.Старые карты с большим количеством знаков будут действовать до конца своего срока, поэтому не нужно их выкидывать;
- Документ о прохождении технического осмотра будет как в электронном в системе, так и в бумажном виде, по аналогии со свидетельством ОСАГО;
- Шипованные шины, если они имеют место быть, должны использоваться на всех четырех колесах, а не только на одной из осей;
- Наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки все также является обязательным.
- Установлен ли и находится ли в рабочем состоянии усилитель руля или демпфер. Это касается тех ТС, где он предусмотрен производителем;
- Масло из ГУРа, а также из других частей автомобиля не должно подтекать;
- Проверка ходовой части на вибрационном и тормозном стендах. Ранее осмотр допускался «на глаз», теперь же – исключительно с помощью технических средств.
Если ТО не удается пройти с первого раза, то на устранение поломок и повторное прохождение дается 20 календарных дней. В этом случае автомастер будет проверять только те системы и механизмы, которые показали неисправность при первичном осмотре.
С 2024 года штраф за продажу диагностических карт составит от 5 до 200 000 рублей. Кроме того, последует отзыв лицензии у предприятия. Нарушитель больше не сможет заниматься незаконной деятельностью.
Сроки прохождения
Периодичность прохождения технического осмотра в этом году тоже изменилась:
- автомобили со сроком эксплуатации от 7 лет и более обязаны ежегодно проходить проверку;
- если автомобиль в ходу от 3 до 7 лет – ТО нужно проходить 1 раз в 2 года;
- для транспорта, которому менее 3-х лет, прохождение технического осмотра не является обязательным.
Если машина не попадает под действие нововведений, то все равно его рекомендуется проходить каждые 10 тысяч километров.
Где пройти технический осмотр автомобиля?
Право проходить технический осмотр дается в любом населенном пункте России. И совсем необязательно в том месте, где зарегистрирован автомобиль. Это несомненный плюс для людей, которые много путешествуют или работают в других городах. Не нужно срываться и ехать из одного населенного пункта в другой.
Документы, которые необходимо предъявить при проверке:
- паспорт гражданина РФ;
- доверенность, если ТО проходит представитель;
- свидетельство о регистрации или ПТС.
Если в акте передаче права управления данным транспортным средством владелец пометил, что доверенное лицо может проходить от его лица диагностику, отдельная доверенность не требуется.
Время, отводимое на технический осмотр автомобиля, должно находиться в диапазоне от 10 до 68 минут. Это регламентировано «Правилами проведения технического осмотра транспортных средств», утвержденными постановлением Правительства РФ от 5.12.2011 г. № 1008, в Приложении № 2. По результатам проверке выдается талон прохождения диагностики, который является разрешением или запретом эксплуатации автомобиля.
Цена вопроса
Цена на прохождение техосмотра не привязана ни к марке, ни к году выпуска автомобиля. Для каждой категории цена строго фиксируется:
- для легкового авто до 800 руб.;
- для мототранспорта верхняя граница составляет 240 руб.;
- осмотр прицепов привязан к весу, на который он рассчитан. Если до 750 кг, то 600 руб., от 3,5 тонн и выше плата составит 1060 руб.
- для автобусов и прочего пассажирского транспорта — от 1290 до 1560 руб. Водителям грузового транспорта придется заплатить 770-1630 руб.
Госпошлину отдельно отплачивать не нужно. Она включена в стоимость услуги.
В некоторых регионах РФ предусмотрены льготы при оплате техосмотра для некоторых категорий граждан. Так, например, в Москве собственник автомобиля может пройти диагностику бесплатно, но при этом он должен иметь московскую прописку (Постановление Правительства Москвы № 666 от 29.12.2011). Важно знать, что данное постановление распространяется только на одно транспортное средство и получить эту льготу могут только определенные граждане, а именно:
- инвалиды;
- герои СССР и РФ;
- мужчины старше 60 лет и женщины старше 50 лет;
- кавалеры ордена славы.
Ознакомьтесь в видео, как получить диагностическую карту по новому.